Спросите вы. Ничего. Просто очередной "Урок рисования сисек у козлов". (Источник шутки в теме Эон Гора на данном форуме)
Исследуем влияние личности Македонского на нашу, славянскую культуру.
ВОЗНЕСЕНИЕ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО
Древняя Русь
1179–1197 гг.
Оригинал: белокаменная резьба
Фрагмент закомары южного фасада
Владимир, Дмитриевский собор
_________________ Libation for failure
Последний раз редактировалось: Анхесенпаатон Ра (Вс Авг 16, 2015 12:41 pm), всего редактировалось 1 раз
В городе Владимире. Официально считается, что Дмитриевский собор (конец 12 века) был центральным зданием не сохранившегося до наших дней ансамбля дворца князя Всеволода Большое Гнездо. Великий князь Всеволод (в крещении Дмитрий) посвятил собор своему небесному покровителю- Святому Великомученику Дмитрию Солунскому.
Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. Средний ярус представлен колончатым поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус сплошь покрыт резьбой, покрывающей и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол. На нем установлен широкий крест из золоченой меди с полумесяцем в основании, на самом верху креста голубь.
Считается, что нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений из-за того, что первоначально был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. Расположение рельефов горизонтальными рядами, как считается, подчеркивает величественную неподвижность и царственность здания. Вообще говоря, в 19 веке было отреставрировано более 400 барельефов, где-то полностью, где-то вставками в сюжетную картинку, поэтому при рассмотрении рельефов собора имеет смысл не вглядываться особо в отдельные части композиции или части барельефа, которые вполне могут оказаться новоделом.
Стоит рассматривать общую сюжетную линию, которая была сохранена, и которую полностью уничтожить в 19 веке уже не было никакой возможности. (Например: «Бой Геракла со зверем». Геракл сохранился в основном древний, а чудовище, кроме хвоста,- новодел. Но сюжетная линия осталась древняя: именно Геракл* сражается именно со зверем на барельефе христианского Храма. Некоторые полностью сделанные новоделы-рельефы- копии старых, восстановленные для симметрии. И это тоже не влияет на сюжетную линию). Также нам интересна традиция в изображениях святых и их окружения, видимо-раннехристианская, которая представлена в России часто в немногочисленных сохранившихся реально старых памятниках. И которая очень похожа на привнесённую часто извне, но хорошо сохранившуюся традицию, отраженную в большом количестве буддийских памятников в Юго-Восточной Азии.
Дмитриевский собор посвящён великомученику Дмитрию Солунскому, который в христианской традиции является небесным покровителем всех воинов, сражавшихся за добро и справедливость. Центральным изображением на рельефе является образ легендарного Александра Македонского, царя-воина, защищавшего божественные законы на земле и обретшего бессмертие на небе.
"...На южном фасаде над правым окном интересна композиция «Вознесения Александра Македонского», где Александр сидит в коробе, держит высоко в руках двух ягнят, а привязанные к коробу грифоны, пытаясь ягнят достать, поднимают Македонского в небо..."
"В церковной скульптуре второй половины XII в. "Вознесение Александра" равноправно важнейшим христианским изображениям", - пишет академик Б. А. Рыбаков. Два грифона, или, как называл их древнерусский книжник, "грипы александрова воздухохождения", несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят - "приманку" для грифонов. Легендарные чудовища тянутся к приманке и тем самым увлекают царя в поднебесье".
Александр Македонский предстаёт перед нами и в арабском Коране. (мы уже знаем прим. мое) Здесь его называют Зу-ль-Карнайн (Двурогий, в связи с тем, что, согласно преданию, его шлем был украшен двумя рогами), и он является посланником Аллаха и святым человеком. Рассказ о нём приводится в Суре 18 "Аль-Кахф" ("Пещера")
Александр, "двурогий Сын Амона", по преданиям- вознёсся на Небеса.
Б.А. Рыбаков. Язычество Древней Руси
Небесное божество и Александр Македонский
В предыдущем изложении несколько раз приходилось касаться образа Александра Македонского. Широко распространенный в Европе и на Востоке сюжет "Вознесение Александра на небо" на славянской и русской почве приобрел особое, специфическое значение, связанное с языческой аграрно-заклинательной символикой.
Древнейшим известным нам предметом -- диадемой, отражающей небесный ярус макрокосма -- является преславская золотая диадема середины X в., синхронная турьему рогу из Черной Могилы с его изображением мифа об Аиде и Персефоне. Именно в это время в литературных легендах об Александре происходит ряд изменений, одно из которых отражено "венцами городчатыми": большие белые птицы, влекущие царя в поднебесную высь (возможно, реминисценция лебедей Аполлона), заменяются "собаками Зевса" -- грифонами, "грипами александрова воздухохождения", как писал русский митрополит, современник княгини, носившей венец с вознесением Александра.
Взлет на грифонах, очевидно, связан с позднейшими дополнениями легенды рассказом о том, что истинным отцом царевича Александра является не Филипп Македонский, а "волхв" Нектаней, вошедший к царице Олимпиаде в образе египетского бога Аммона с ногами льва и золотыми крыльями грифона.
Александра Македонского, как уже говорилось, отождествляли с солнцем и сближали с солнечным Аполлоном. Древнерусские диадемы княгинь XII и XIII вв. продолжают серию сопоставлений: на венце княгини Агнесы помещена композиция "вознесение Александра", а уже на венце её внучки на таком же центральном месте находится Иисус Христос, а грифонов и семарглов, знакомых нам по преславской диадеме, сменили важнейшие христианские святые и крылатые архангелы.
Александра Македонского, как уже говорилось, отождествляли с солнцем и сближали с солнечным Аполлоном. Древнерусские диадемы княгинь XII и XIII вв. продолжают серию сопоставлений: на венце княгини Агнесы помещена композиция "вознесение Александра", а уже на венце её внучки на таком же центральном месте находится Иисус Христос, а грифонов и семарглов, знакомых нам по преславской диадеме, сменили важнейшие христианские святые и крылатые архангелы.
Я не знаю, понимал ли писавший этот абзац так, как понимаю его я, но это пиздец. А как вы понимаете этот абзац?
На диадеме из Девичьей горы в срединном теремке помещен Александр Македонский. Какой смысл вкладывался в этот сюжет, главенствующий по своему местоположению над всем убором княгини? Ссылаться только на общеевропейскую популярность средневековой "Александрии", полусказочного романа об Александре Македонском, нельзя, так как в этом повествовании множество героических батальных ситуаций, где Александр показан победоносным полководцем и воином или царем-покорителем народов Европы, Азии и Африки, основателем городов на пространстве от дельты Нила до Средней Азии. Однако для орнаментации "городчатого венца" княгини по какой-то причине отобран сюжет о полете Александра на небо.
Ознакомимся с текстом "Александрии" (рассказ ведется от первого лица):
"...Я подумал еще и спросил себя - действительно ли здесь конец земли, здесь ли опирается на нее небо. И я решил искать истину. Я приказал взять из числа птиц в этом месте двух. Это были огромные птицы, белые и ручные, ибо, увидев нас, они не убежали.
Некоторые из воинов поднялись к ним на плечи, и они подняли их и взлетели. Они питались дикими зверями, а многие из птиц приходили к нам ради павших лошадей. Выбрав двух из этих птиц, я приказал не кормить их три дня. А на третий день я приказал изготовить из дерева род ярма и привязать его к их шеям. Затем я поручил принести бычью кожу и положить ее посреди ярма. Так соорудив нечто вроде корзины, я вошел в ее середину, крепко держа копье в 7 локтей длины, на конце которого была лошадиная печень. Тотчас же птицы взлетели, чтоб'ы съесть печень. И я поднялся вместе с ними в воздух, так что казалось я был близко от неба. Я сильно дрожал, ощущая холод воздуха и ветер, производимый крыльями птиц. Потом внезапно я увидел перед собой человекообразную птицу, которая сказала мне: "О, Александр! Зачем, не познав земного, ты стремишься познать небесное? Возвращайся скорее на землю, пока ты не стал пищей птиц". Она мне сказала еще:
"Посмотри на землю вниз!" Охваченный ужасом, я посмотрел и увидел большого змея, свернувшегося в круг и внутри него - совсем маленький круг. И сказала та, которую я встретил: "Знаешь ли ты, что это? Кружок - это земля, а змей - это море, окружающее землю, т. е. весь мир". И я повернул по высшей воле и спустился на землю далеко от стана, в семи днях пути..." .
Роман об Александре, созданный на греческом, был переведен на латинский, армянский и арабский языки. Существовали и славянские переводы: болгарский, русский и сербский.
В изобразительном искусстве Александр нередко бывает представлен взлетающим на небо не на белых птицах, а на грифонах с четырьмя лапами, крыльями и орлиными головами, что соответствует более поздней латинской редакции; смена птиц грифонами произошла около X в. Так он изображен и на интересующей нас диадеме из Девичьей Горы.
Композиция "Вознесение Александра" почти всегда сопровождается изображениями грифонов (не только тех, которые возносят царя) и львогрифонов. Вероятно, это связано с тем, что грифон - "символ солнечного света, имевший непосредственное отношение к культу Аполлона".
Грифоны заменили описанных в легенде "больших белых птиц", которые невольно заставляют вспомнить полет Аполлона на лебедях.
Александр Македонский был центром композиции; он сидит на конструкции, напоминающей передок дышловой тележки; грифоны без сбруи. Крайние позиции занимали бляшки с грифоном (орлиноголовым) и льво-грифоном, но их сохранилось только две; оба зверя обращены головами в одну сторону. Следовательно, недостает для симметрии двух щитков с чудищами, смотрящими в противоположную сторону.
Всю композицию из семи щитков можно представить так: в центре - взлет Александра на небо на двух грифонах; по сторонам - два крылатых льва, далее - два Семаргла и по краям - два грифона с драконьими мордами на хвостах.
Художник-эмальер, который создавал пластины преславской диадемы, мог подразумевать под Александром некое языческое божество неба или солнца, окруженное такими благожелательными к человеку крылатыми чудищами, боровшимся с Аидом-Кощеем, к предполагаемому Диву.
_________________ Libation for failure
Последний раз редактировалось: Анхесенпаатон Ра (Вс Авг 16, 2015 1:18 pm), всего редактировалось 1 раз
В эпизоде из "Александрии" Александр поднялся на большую высоту, но небесного предела не достиг. Высшая сила остановила его полет и вернула на землю. Он побывал только в той части небесной сферы, которую в ведах называли "средним небом", небом солнца, луны и звезд, но не достиг верхнего предела Вселенной, где хранятся "хляби небесные".
Все это вполне соответствует тому уровню, в котором солнечный Аполлон совершает свой ежегодный полет к гиперборейцам на "белых птицах" - лебедях. Возможно, что грек Псевдо-Калисфен, автор "Александрии", и использовал этот миф, создавая свой роман. Преславская диадема X в. представляет собой такой же "деисус" (деисис), как и киевская диадема, но только деисус языческий.
В общем если говорить коротко, то в этом раннехристианском изображении, пока толком не определились, в этом образе совмещен образ Дажьбога, бога солнца у Славян - соответственно он аналог Аполлона, что очевидно, ну и обозван Александром, потому что имя Александр в переводе с греческого значит "Помощник, защитник людей". Ну и со ссылкой на роман "Александрия".
Кроме Дмитриевского собора в г. Владимире изображение "Вознесения Александра" так же находятся в Успенском соборе, упоминается также Георгиевский собор (Юрьев-Польский). Ну и вышеупомянутая княжеская диадема в Киеве.
Дабы снизить градус пафоса, можно также сказать, что в русский фольклор вошло, насколько мне известно три известных выражения и поговорки связанных с Александром Македонским:
Пьет с двух рук как Македонский! - и персоне, которая употребляет особенно увлеченно, более того, как говорится, умеет пить.
Пидор Македонский - говорится о субъекте эпичность проступков которых не вписывается в простое обвинение в мужеложстве. Как бы это сказать Пидор - это ругательство. А ну ты...Пидор Макидонский - это в общем, можно сказать что...комплимент.
Пословицей стала цитата из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836 г.). В действии 1, явлении 1 городничий говорит об учителе: «Он ученая голова- это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах- еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и, что силы есть, хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?
Вообще интересно, как Александр просочился в нашу историю.
Если только в виде сказки "Александрия", то зачем его изображать на храмах, в лубочной живописи? И откуда растут ноги у Грамоты Александра Македонского Славянам?
Наверняка, есть перенесения. Но что интрересно, Александр ведь никогда не был в наших землях. А гляди-ка - вознесся
Короче, ничего путного не скажу, но меня вся эта канитель радует.
Не всё его монстром делать)))
Следующая тема Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах