Лично для мне оторваться от этого колодца энергии, который представляет собой Анхру, от общества классных умных женщин - ну просто не представляется возможным.
Это и разговор о дружбе, которой можно петь оды до смерти, о творчестве, о преодолении, о жизненной философии, о факин компромиссах, на которые приходится идти, о макании мордой в не самое приятное, о преданности и предательстве… романы доверху наполнены всеми теми животрепещущими вещами, которые просто не могут оставить равнодушным эмоционально и интеллектуально сохранного индивидуума.
И все это великолепие расцветает в хмельной атмосфере рок-н-ролла! Литературные герои, для неподготовленного взора быть может даже парадоксальным образом, взращивают восхищение, любовь и уважение к реальным персонам. Заинтересовывают в их личностях с такой силой, которую не способна сообщить и тысяча пресных отзывов «ТРУъ-фанатов». Ещё одна острая грань, которая торкает в творчестве Анхе.
Последний раз редактировалось: Ауриныч (Пт Июл 02, 2021 12:45 am), всего редактировалось 1 раз
Начну с объемнейшей и невероятно эмоциональной рецензии Mumintroll на роман «Секс. Боль. Ангел. Любовь.», которая сегодня утром вдохновила меня перечитать избранные моменты из СПАЛа.
Mumintroll писал(а):
Начну, пожалуй.
Мой комментарий будет немаленьким (все же на полновесный роман, а не на 10-ти страничный рассказ). Наверное, получится не очень стройно, с откатами в предысторию. И еще – я не смогла удержаться от того, чтобы не проводить параллели между «С.П.А.Л.» и «Кричи». Надеюсь, Анхе, ты простишь меня?))
Депеш Мод я прониклась еще в школе, к тому времени они уже выпустили «Мьюзик Фор Зе Массес», но еще не было «Вайолейтора» и не вышли сольники Мартина. Я, как и большинство моих ровесников, учила на слух песни, покупаемые тогда в отвратной записи на кассетах TDK-90 по 12 рублей за штуку, и собирала фото группы, мыльно переснятые с буржуйского «Браво» и бог знает откуда. Депеши были невьебенно крутыми с их «квадратами» и кожаными куртками. Даже пергидрольные кудри Мартина и его откровенные (гыы!) «наряды» и макияж воспринимались как само собой разумеющееся. То были времена эпатажа и восхитительных открытий.
В 14 лет, с высокоморальным советским воспитанием за плечами, мне и в голову не приходили никакие инсинуации об ориентации(?), с позиции которой в наше время зачастую оценивается имидж и вообще творчество исполнителя. На мой незамутненный взгляд, никакого криминала там не существовало, и быть не могло. Вообще, привычка подозревать персон шоубиза (через одного) в компрометирующих связях, проникла в сознание людей сравнительно недавно.
Годы спустя, наткнувшись в сети на какой-то заурядный слэш по ДМ, я только презрительно скривилась – «вот ересь… идиоты, прости оссспади!». Настолько впечатления юности от любимой группы и предположения про сексуальные отношения между глубоко уважаемыми мной музыкантами не стыковались в голове , что я благополучно забыла об увиденном. Еще позже я прочла «Кричи» – и сразу ДА! Отторжения не возникло ни на минуту. Почему-то поверилось без возражений. А значит… Я пошла читать «С.П.А.Л.». Ведь автор – тот же. Это было года полтора назад.
Боже мой… Каким надо обладать талантом писателя и тонкого психолога, чтобы заставить поверить в достоверность происходящих в романе событий человека, который 20 лет и мысли о таком не допускал???)) Блин, признаюсь – я всю жизнь смотрела не туда и не под тем углом. Глотая одну главу за другой, я только материлась сквозь зубы… КАК? Бляяяя… Куда я смотрела? Почему я не видела этого раньше? Да даже на всех фото! Это же… так очевидно!!! Это же не просто на поверхности – это бьет в глаза!!! Все сложилась, как будто из пестрой мешанины фона вдруг получилось трехмерное изображение, есть такие картинки «волшебные» надо как-то особым образом глаза скосить – и будет 3D. Вот, Анхе, ты мне и скосила… Только не глаза, а мозг. У меня был глубокий шок. Довольно продолжительный. Он и не дал написать отзыв сразу (а потом рухнул старый форум). Но вот теперь я могу спокойно выразить свои мысли по поводу романа. Лучше поздно, чем никогда)))
Предисловие вышло, мляяя)) А к главному еще и не приступали.
Итак, часть 2 - собственно о романе.
Читать было просто и сложно, одновременно. Потому что в «С.П.А.Л.» я не смогла найти для себя точку эмоционального приложения силы, как в Кричи. То есть, я имею в виду, что читатель обычно принимает позицию одного из героев, как лично для себя более близкую, понятную и объяснимую – и ее держится до конца. В Кричи (для меня) - это Йост. Я на всю ситуацию смотрю его глазами. А в «С.П.А.Л.»… Чорд, не знаю. Там нет этой концентрации. Там КАЖДЫЙ прав, виноват, логичен и живой настолько, насколько это возможно.
Меня кидало из стороны в сторону от сопереживания то Дейву, то Марту, то Алану. Флетч, ангел-хранитель, как противовес этим психам (как и ритм-секция в ТХ) прописан так же ясно, с обычном для Анхе скрупулезным отношением к деталям. Конечно, роль Энди в судьбе этой сумасшедшей троицы несколько больше, чем влияние Гео и Густава на твинсов. Но душу напополам рвут линии Мартин-Дейв и Мартин-Алан. Подсознательно я вижу в Мартине – Билла (точнее, наоборот, в Билле – Мартина). Те же замкнутые в треугольник сложности. Я прекрасно понимаю, что лишь отголоски, импринтинг от «Кричи». Но отдельные моменты, которые как лампочки включаются без предупреждения… В общем, автору виднее)))
Для меня «С.П.А.Л.» вообще не воспринялся как эротическое произведение (или порно, в чем его не раз обвиняли)). Вот странно, но сексуальная составляющая (объемная, офигительно прописанная, сама по себе отдельно взятая - великолепно исполненная, не смотря ни на что) – не оставила внутри того горячего ощущения, которое стало моим постоянным спутником при чтении Кричи. Меня взяла психология. Следуя за тобой, исследуя год за годом жизнь внутри ДМ, я переживала, смеялась, ругалась, иногда с трудом сдерживала слезы. Это оказалось, чуть ли не сильнее, потому что – возраст героев. Все-таки, несмотря на то, что и в юные годы переживания весьма яркие и не менее болезненные (я о ТХ опять), но с годами проходить по такому же пути «любовь/разрыв» все сложнее. Ибо на второй (третий, пятый) шанс времени может просто не хватить. Полжизни уже позади. Поэтому сцены между Мартином и Дэйвом, их попытки понять, вернуть, оттолкнуть, освободиться и принадлежать, признаться ему и признаться себе – это настолько рвет все внутри, что больно. И реально страшно. Потому что понятно – это навсегда. После 30-ти лет многие вещи уже нельзя вернуть. Нельзя выкинуть из своей жизни и переписать заново с чистого листа. Слишком большая предыстория. Слишком проросли внутрь друг друга. Они друзья, они соратники, они соперники, и они – любовники.
Вообще роман очень бьет по мозгам – тем, что внешняя сторона жизни рок-звезд, воспринимаемая как «девки-алкоголь-наркотики» имеет место быть, но за кулисами этой мишуры стоит очень много боли, это не причина – это следствие.
Момент творчества. Перечитав и переслушав тексты песен ДМ под углом «нового видения», я просто впала в транс. Слова Мартина, обращенные к Дейву… Чорд, представив, что он чувствует, бросая их со сцены в многотысячный зал… Это не просто провокационные «проходы/прижимания» Билла и Тома на концертах, когда зал взрывается от того, что Билл на «индинах» пнет Тома по ноге или сверкнет глазами…
Бля, как я жалела, что, будучи на двух концертах «ДМ», тогда не понимала смысла песен. Настоящего смысла. Спасибо, Анхе, что я хоть сейчас могу слушать Андестенд Ми, Квесчен оф Ласт, Ай Вонт Ю Нау, и у меня от них мурашки по коже.
Я не так много знаю об окружении ДМ, в смысле не столько как о ТХ – там доходит до имен собак и охранников, а про Депеш я могу назвать из окружения только Антона Корбина, да Винса Кларка… ну, еще Миллер – в общем, только те люди, что напрямую связаны с творческим процессом, а роман открыл мне и их личные, даже семейные отношения. Жены, дети, любовницы… Не пойму, почему я не интересовалась этим раньше. Возможно, потому что было довольно много информации – альбомы, клипы, концерты – которых хватало мне для удовлетворения фан-жажды.
Детали.
Текст наполнен таким количеством, казалось бы, незначительных, но на самом деле создающих атмосферу мелочей, как ни у кого другого. Описания квартир, студий, одежды, погоды, даже котов каких-то…
Я помню, как удивилась тому, что ты способна отвлечься от диалога между героями, чтобы написать:
Цитата:
«Дорогу перед кафе перебегали школьники, делая это парами, теряя портфели и толкаясь».
Вот же блин!
Причем описания такие хлесткие, точные, остроумные - запоминаются намертво.
Все эти «идиосинкразические розы», «она была сильно беременная» и прочее))
Чисто в стилистическом плане меня покорило то, что ты дала все названия песен и альбомов в переводе. Нет, не то чтобы я не знала, как переводится Виолейтор или Блэк Селебрейшенз, но когда читаешь в тексте, что:
Цитата:
«Радио в самолете как-то неожиданно заиграло песню с Черного Праздника»
или
Цитата:
«Воодушевленный детской тематикой вышел переснятый Корбином Вопрос Времени».
- это как-то свежо звучит и ты радуешься (вот ей богу!), что сходу понимаешь о чем речь )) Не знаю, может это только у меня так? но это подкупало всю дорогу.
Отдельно выраженные мысли, которые может, приходят в голову ко многим из нас, в те или иные моменты, но не каждый готов найти моральные силы, чтобы ТАК сформулировать их. Это пробирает до спинного мозга. Я некоторые выделю. Те, что помню практически наизусть.
Цитата:
«- Причина – это ты, - сказал Мартин, и усмехнулся, глядя на нахмурившиеся брови Дэйва, - Но при этом, парадоксальным образом, ты в этом не виноват. Но ты причиняешь мне боль. Тем, что ты есть. И тогда когда тебя нет. Но когда тебя нет рядом, это, по крайней мере, становится выносимым.»
Цитата:
«- Понимаешь, - говорил он Алану, - я думаю, что секс за деньги, в некотором смысле гораздо более морален, чем некоторые отношения. В жизни отношения строятся на таких вещах, манипуляциях и зависимостях, что в общем, если вдуматься, они поразительно аморальны. Кто-то держит кого-то на крючке, манипулируя чувством вины, манипулируя теми слабостями, что есть у этого человека. Понимаешь, я думаю, это просто честно, ты платишь за секс и ты получаешь секс. Поэтому в сущности это наиболее честные и нормальные взаимоотношения, какие можно найти на Земле.
- Понимаю, - сказал Алан, - я, блядь, всю жизнь плачу больше, чем оно того стоит.»
Цитата:
«- Знаешь, Март, - сказал он, - я еще никогда и ни с кем не занимался таким извращенным видом секса как с тобой. Мало того, что ты ебешь мой хрупкий мозг, так я еще и получаю от этого продолжительный и множественный оргазм.»
Цитата:
«- Знаешь, - внезапно серьезно сказал Алан, - я бился насмерть. Если бы мне удалось выбить тебя у него из мозгов хотя бы наполовину, я был бы счастлив.
- Да? – удивленно переспросил Дэйв – а оно тебе надо?
Алан пожал плечами.
- Это было бесполезно. Потому что каждый раз, когда мы были с ним вдвоем, я оказывался третьим лишним.»
Юмор, а местами циничный глум – это твоя фирменная фишка, ни с чем не сравнимая. Вообще, «С.П.А.Л.» можно (как и любой твой шедевр) разбирать на цитаты - и сразу в мемориз))
Основная часть этого отжига приходится на искрометные диалоги. Они неподражаемы. Впервые читая, я помню как ночью, старалась ржать не так громко.
Цитата:
«- Мы прочитали ваш опус, мистер Гахан, - Дэйв попытался что-то сказать, но ему это не удалось, - Я бы хотел надрать вам жопу, но вы заблаговременно съебались в Лондон».
Цитата:
«- Скажи, Март? А как твой банк пережил твой уход?
- Закрылся и праздновал три дня, - мрачно сказал Мартин, садясь рядом с Аланом, и грустно глядя на матч.»
Цитата:
«Я тебе не шлюха из борделя Мадам Венеры, хуй я тебе дам меня использовать для подтверждения твоей гениальной теории деперсонализации секса».
«Психолог уволился тем же вечером со словами:
- Вы все больные, вам лечиться надо.»
Цитата:
«- Простите, - сказал он, - суки вы бесчеловечные. Собаки страшные, неприятные. А так сходу и не скажешь. Вроде бы милые интеллигентные люди, на первый взгляд.»
Цитата:
- Гахан, что ж ты маленьким не сдох? – спросил Миллер.
(это просто потому, что напомнило мне одного всеми нами любимого продюсера)
Момент про Облако Судьбы меня добил. Я не знаю, является ли это чисто авторским вымыслом или сама идея взята из какой-нибудь оговорки Алана в интервью, да впрочем, это неважно. Важно то, как раскрыт этот образ. Читая, просто физически чувствуешь это давление, этот навязчивый страх Алана. Просто напросто чувствуешь на собственной шкуре, что тихо сходишь с ума.
Вообще вот это для меня было очень… не знаю как сказать… болезненно? Мучительно?
Когда Уайлдер ушел из группы в 95-м, я сначала не поверила. Потом подумала, что «ну, ладно, ничего, ведь оставшиеся трое смогут продолжить? Ведь ДМ – не распались».
То есть придерживалась точки зрения:
Цитата:
«- Однако я искренне надеюсь, что это безусловно важное и неприятное для нас решение мистера Уайлдера не окажет тотального влияния на существование и функционирование проекта Депеш Мод».
Но… вот для меня лично это оказалось точкой перелома. Начиная с Ультры, я не могу воспринимать то, что осталось как Депеш Мод. Это тоже интересное и талантливое трио. Но после Алана – это уже другое. И я столько лет хотела понять – ПОЧЕМУ? Что кроме «непримиримых творческих разногласий» привело к его уходу? «С.П.А.Л.» частично ответил на эти вопросы. Но внутри все еще больно ноет. Даже спустя годы.
Отдельного уважения стоит проработка фактического материала – где и когда были концерты, кто и когда работал с группой как продюсер и аранжировщик, юридические моменты и прочие «права на песни». Вроде бы и не имеет отношения к литературной линии, но дает такое глобальное ощущение достоверности. Как документальный фильм. Ведь если в фильме ты веришь одному – то значит и всему остальному.
Были моменты, когда внутри все холодело от ужаса. Наверное, самым страшным было описание концерта, когда Дэйв сломался.
Цитата:
«Черный пацан подскочил к ним на долю секунды, незаметно. Март закинулся чем-то, не глядя, но оно вставило не по-детски. Стоять, - говорил он себе, наклоняясь над над гитарой и пытаясь разглядеть на ней разбегающиеся и извивающиеся причудливыми ручьями струны, - стоять, сука, стоять. Белый крестик на полу. Шаг вперед. Второй вправо. Третий вперед. Убедительная имитация, и хуй кто чего поймет. Край сцены ближе. Динамик. Подсказка со словами. Бля, не вижу ни хера. Орите громче. Приветствуйте своего бога».
Дальше черный провал. Ты так это написала… Простые, где-то даже сухие слова, от которых внутри все сжимается.
Цитата:
«На сцену выскочили работники сцены, скорая прибыла очень быстро. Врачи констатировали инфаркт».
Разговоры Гэхана с Баггзом Банни. И сразу без перехода леденящая сцена суицида. Реальность в наркотическом угаре. Не смотря на то, что знаешь же, что все будет хорошо, что он выкарабкается – все равно это было очень жутко. Забываешь о фактах. Думаешь, а что если не успеют? Если это - все…
А экскурс в прошлое в заключительных главах, точнее в 11-й, в противовес насыщенным этаким морально-физическим бдсмом сценам в начале (никаких романтических виньеток, гламура и полироли, все довольно резко и жестко), наполнен нежностью, какой-то трогательной, даже детской где-то. Их поцелуй. На спор. На слабо. Они уже тогда были обречены. Счастливая монета Мартина. Нереально растрогало. И красиво замкнуто в сюжете.
Ну и, собственно, концовка.
Самая красивая на мой вкус сцена секса между Мартином и Дэйвом. Потому что там не борьба за любовь, а обоюдное торжество победы в этой войне. Они таки продрались сквозь весь терновник и заслуженно наслаждаются. Пусть временно, пока они еще вновь «не разосрались на ближайшие пару лет» (с). И это греет мою истерзанную душу. Видимо, вера в хорошее живет в нас как нечто невытравливаемое никакими жизненными передрягами. Пусть все будет хорошо.
Как ни странно, читатель внутри меня не требует продолжения романа. Вероятно, потому что он идеально написан и логически выверен до микрона.
И еще… В теории Автор совершенствуется со временем. Если он не исписался, то каждое последующее произведение поднимает планку вверх. «С.П.А.Л.» был создан на пару лет раньше всеми нами любимого «Кричи», и с тех пор утекло много воды и гигабайты текста, но я считаю этот роман самой яркой звездой в твоем творчестве, Анхе. И уж без сомнения лучшим произведением по Депеш Мод в фандоме и вне его.
А это на мой взгляд Фраза Века:
Цитата:
«- Я так понимаю, все мои проблемы проистекают из того, что я не разговаривал с Баггзом Банни...»
Я не ожидала, что мой опус получится таким... Сумбурным и многословным. Но иначе не смогла. Я хочу сказать Анхе СПАСИБО за то, что дала возможность увидеть эту историю ее глазами. И я верю каждому слову в романе.
«Секс. Боль. Ангел. Любовь.» заслуживает гораздо большего, чем я могу выразить. Это восхитительно, глубоко, ярко и заставляет думать. Я периодически перечитываю его и буду перечитывать, и не раз.
Вот это большое дело. У нас долгое время был раздел на сайте для таких отзывов но никто не мог его сделать, а то что я там наделала сто лет назад потеряло актуальность. Так что может быть мы и на сайт запилим потом.
Не совсем рецензия, но после просмотра таких обсуждений я бы точно бросилась читать гыы Ребята подняли тему, насколько роман жизненен и аппелирует к чувствам. Сразу да.
Плюс о том, как благодаря романам Анхе фанбаза ТХ пополняется умными и жгливыми товарищами. Романы можно читать будучи не в зуб ногой, собственно, в фандоме.
shams писал(а):
Merlin_27 писал(а):
Ты знаешь... ну вот ты такая догадливая .... А у меня не сразу это все сложилось. Но вот да ... У меня вот было ощущение, что это вот - НАСТОЯЩЕЕ.
Да при чём тут догадливость! Когда чувство знакомое, его узнаёшь. Ну, когда ты за кем-нибудь ухлёстываешь, а он никак, тебе обидно. Или, когда хочешь человека так, что трубы горят, это напряжение тоже знакомо. Я имею в виду, что помимо сложных акробатических конструкций (я обожаю Билла, Тома и ракетку для пинг-понга! Это повлияло на всю мою сексуальность впредь!) там описаны -- и легко узнаются -- обычные переживания. Это потрясающе. В смысле, потрясающе, потому что их узнают разные люди. Вот в чём очарование и нетленность. Проза, которая апеллирует к личному опыту читающего -- это большое мастерство. Тем более в таких скользких (да-да, не пренебрегайте любрикантами!) вопросах как вожделение, ревность и экстаз.
shams писал(а):
Вообще, как мне кажется, именно это (необыкновенная простота, наглядность и динамичность постельных сцен) и позволяет людям не в теме сначала прочесть Кричи, а потом любопытствовать, кто это за диджей в смысле, а кто они, собственно, такие, эти ТХ? И зачем тут Йост? И почему у Жоры стул?
Типа, пришёл пофапать, с тех пор, совершенно влюблённый, ходишь по кругу, прижимая то одного, то другого к.. ну пусть это будет широкая любящая грудь. Со мной было именно так. Я прочла Кричи раз, наверно, двадцать, потом опомнилась и решила из вежливости и кругозора расширения для сходить и вики, что ли, почитать
Vera писал(а):
А еще в Кричи есть такие моменты, которые...как бы сказать....ну, вот когда бывает такое чувство, что в груди что-то колет...вот такие моменты. Когда, например, Билл сидит в машине у Йоста и ему очень хочется рассказать о Томе и о том, что его беспокоит, но он понимает, что заинтересованного собеседника в Йосте не найдёт и в результате снова просто молчит. И ты знаешь, как хреново ему чувствуется, потому что у самой такое бывало много раз. Это уже, как Депеш Мод.
Выдержки из темы "Как правильно курить роман кричи". Полный обзор читать здесь http://ankh.mybb3.ru/viewtopic.php?t=222 (и плакать, погружаясь в те времена, когда люди ещё умели говорить )
Товарищи тут подчеркнули одно из самых захватывающих впечатлений от трилогии - наблюдение за эволюцией героев как личностей.
Raymond_Lauser писал(а):
Что отличает Кричи от прочих современников? Тонкий психологический анализ, личностый рост, развитие, метаморфозы, происходящие с героями. Здесь затронуты самые острые и болезненные вопросы эволюции самого понятия Любовь в современном мире и одновременно апелляция к юнгианским архетипам. Это бесценный артефакт эпохи гендерного кризиса невиданных доселе масштабов. Поэтому желание отрицать, не соглашаться, ругаться до хрипоты прыская слюной, это в принципе, закономерно для чеоловека, не желающего видеть мир и происходящее в нем под другим углом. Потому что этот угол кажется неправильным. Стиль очень простой, прозрачный, незамутненный и написано очень легко, Я И САМ МОГ БЫ ТАК НАПИСАТЬ! Это то и бесит и жаба гложет поэтому. Но знаете, всё гениальное оно априори просто. Вот отсюда и надо плясать.
ГефУллен писал(а):
Если Вам интересно о чём Кричи, настоятельно рекомендую почитать. Если любовь, эволюция которой показана в данном произведении, это только то что Йост ебёт Билла, то вы либо не читали, либо, простите Вас можно пожалеть и оставить в покое дальше втыкать в сериалы и мыльные оперы. Ах да, ещё в Вильяма, мать его, Шекспира. Кстати, как по Вашему, что Шекспир писал? там же мальчии еблись айяйяяяяй....нц 17 энгст? Или какие там шаблон применяют эти слэшегенераторы?
Кстати, О ЧЁМ КРИЧИ. Об эволюции человека как личности, о его формировани, об изменении его самосознания, как раз таки от состояния - я истина в последней инстанции приду и расскажу всем вокруг как они все неправы, до состояния "чем больше я узнаю тем больше понимаю что ничего не знаю" (с) кто-то умный из Греции. Об эволюции и сложностях БОЛЬШОГО количества разнообразнейших человеческих отношений, потому что может вы и правда не видите любовь в данном произведении, но это просто потому, что отошения ВООБЩЕ не быват ШАБЛОННЫМИ и та же любовь у одних нормальных людей не похожа на любовь других. Так что тут вопрос в том ЧТО вы понимаете под критерием "любовь" и широты кругозора. Да, цветы никто никому не дарил, не говорил "Солныскамаё я большой и сильный я пакатаю тебя на жыпе, я болшой папик я буду тебя иметь и платить за косметолога, а ты будешь тупеть носить красные стринги и говорить - ня" да, этого нет - за этим в большом количестве растиражированным - к други людям, пожалуйста.
Свежий отзыв на Ситхскую Академию от Pie-Pie на фигбуке:
Цитата:
Это наиофигительнейший синтез крэзи юмора и секса!!!
Дорогая Анхесенпаатон…..Вы даже не представляете, что значите для меня. Когда-то, лет 7-8 назад, я не вылезала с Вашего сайта, читая там произведения по ЗВ (и даже по Александру, и по вселенной Профессора). В общем, с малых лет приучилась к качественному, неординарному фанфикшену. Спасибо за это. Вы моя богиня!
Нам как-то надо все-таки найти в себе силы завершить это мероприятие и снести это дурацкое образование которое устарело морально еще в 2005 году...и положить на сайт эти самые лучшие отзывы. И уже собрать их наконец гы.
Следующая тема Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах